вторник, 24 июня 2008 г.

Вследствие этого обстоятельства в Индии никогда не было полного параллелизма в трактовке вопросов о

Вследствие этого обстоятельства в Индии никогда не было полного параллелизма в трактовке вопросов о времени и пространстве. Учение о времени и пространстве не составляет исходной точки ни одной из шести главных философских систем, хотя все касаются этих вопросов мимоходом, по тому или другому поводу. Наибольшее внимание им отводится в системе вайшешика, где время и пространство входят в число девяти субстанций и рассматриваются как таковые (VS. I. 1. 5). См.: Schroder О. Die Indische Philosophic. S. 56, примеч. 3. См. ниже, гл. III. Но в числе многих философских систем, которые прекратили свое существование в историческое время, потому ли, что постепенно слились с другими, или потому, что были забыты, есть одна, которая прямо называется 'философией времени' (kalavada). Есть основ?ние предполагать, что она была довольно распространена, так как часто упоминается в эпосе и в древнейшей буддийской и джайнской литературе. Она была обработана и в систематической форме. Сохранилось известие, что существовали учебники этой системы.58 В чем заключалось это учение о времени, за скудностью известий, трудно сказать. В эпосе время воспевается как причина всего сущего, причина рождения и смерти, фактор, управляющий ходом всей жизни. В систематической форме этого учения, как явствует из сведений джайнского компилятора Малаягири,59 время признавалось абсолютным началом всего мира, первопричиной бытия, причем тогда уже разбирался вопрос о том, представляет ли время единое, вечное, всеобъемлющее, неизменяющееся начало, или оно разделяется на отдельные времена, на части времени. Если оно вечное и неизменяющееся бытие, то оно не может быть причиной явлений, сменяющихся во времени. Для объяснения смены явлений принималось существование другого изменяющегося времени, которое сопутствует абсолютному времени и является добавочной и сопутствующей причиной, обусловливающей смену явлений и их чередование во времени. Из этого известия можно видеть, что те логические противоречия, с которыми связано понятие длящегося времени, сознавались в Индии уже в очень древнее время. Продвижение услуг

Комментариев нет: